В семье родился «особый» ребенок. Семья нуждается в «особой» поддержке. По мере того, как нарушение в развитии становится всё очевиднее, родителю всё сложнее общаться с другими людьми, и это вступает во взаимодействие с его собственным, глубоко укорененным негативным отношением к состоянию, в котором находится ребенок. На этом этапе проверяются на прочность личностная самооценка человека и чувство его социальной идентичности. Он вынужден ограничить круг общения и перестать стремиться к высокой социальной позиции. Отклонения во внешности или в умственном развитии ребенка накладывают отпечаток на всю семью и отражаются на ее положении в обществе. Попытки скрыть нарушение и вести себя так, как будто бы всё хорошо, создают еще большее напряжение.

Психологический портрет родителей «особого» ребенка характеризуется выраженной озабоченностью, высоким уровнем тревожности, консервативностью мышления, слабостью эмоциональных структур, социальной робостью, заниженной самооценкой. Почти все испытывают выраженные чувства вины и стыда перед детьми и перед членами семьи, а зачастую и перед обществом в целом. Родители измучены невротической усталостью, опустошенностью, раздражительностью. Следствием этого являются изменения в процессе восприятия близкими себя, друг друга, ребенка и окружающей действительности. Отверженность, неприятие таких семей отдельными субъектами социума и нежелание «особых» семей вести активную социальную жизнь включают их в категорию «социальной исключенности».

Особый психологический статус таких семей заключается в характере взаимоотношений между членами семьи, в закрытости семьи для внешнего мира, в отсутствии работы у матери, в «заброшенности» здоровых детей и других членов семьи. Динамика переживаний матери, узнавшей о рождении необычного ребенка, в основном совпадает с классическим описанием этапов (фаз) прохождения стресса при потере родного человека. Фактически она и переживает потерю ребенка, о котором мечтала.

В первый момент женщина испытывает шок, который характеризуется потерей ориентации, а в ряде случаев – и спутанностью сознания. На данном этапе важна поддержка близких людей, пребывание рядом с матерью ребенка, важно не допустить ощущение брошенности и презрения. Впоследствии наступает реактивная фаза, получившая название из-за появления разного рода реакций на происходящее (плач, гнев, поиск виноватых, самообвинение). Главное в оказании помощи на этом этапе – сочувствие и поддержка матери, причем в основе поддержки должно лежать признание за женщиной права на такую реакцию.

Следующая фаза – адаптивная. Начинается процесс привыкания родителей к ситуации. Главное на этом этапе – принятие ребенка таким, каков он есть, и установление с ним отношений любви и доверия.

Далее наступает фаза реорганизации, которая характеризуется активными действиями родителей по изысканию ресурсов для организации нормального существования в реальной ситуации. На этой стадии происходит изменение стереотипов, свойственных данной семье, что способствует появлению более активной социальной позиции.

Важно отметить, что семьи с особыми детьми могут функционировать так же, как обычные семьи, ничем от них не отличаясь. Такая семья становится дисфункциональной, социально изолированной лишь в том случае, если концентрируется на болезни, «несет свое несчастье». От того, насколько успешно пройдет социализация «особой» семьи, будет зависеть судьба и ребенка, и взрослых.

Полную консультацию на тему «Социально-психологическая поддержка семьи ребенка-инвалида» вы можете посмотреть и прочитать здесь. Информацию подготовила специалист по социальной работе Неукрытая Е.Н.